Свято-Троицкий собор

Знакомство с г, Троицком всегда начинается с собора Святой Троицы (в просторечии «Уйский»), И это не случайно. Свято-Троицкий собор – первое в крепости каменное соору­жение – занял особое место в структуре горо­да. Он – визитная карточка Троицка, господ­ствующая доминанта планировочной структу­ры города, он же играет значительную роль в формировании силуэта и панорамы исторической городской застройки.

И сегодня, несмотря на появившиеся впоследствии другие высотные доминанты – мусульманские мечети, православные церкви – храм продолжает главенствовать и концентрировать на себе все визуальные связи. Его градоформирующая роль с развитием города не утратилась, а только окрепла.

Первоначальный облик собора был иным, чем мы видим его сегодня. Он был одноэтажным, четырехстолпным. Оконные проемы располагались в два света. По углам храмовой части находились четыре глухих барабана, а центральный был световой, стройный, с четырьмя окнами. Все пять барабанов церкви увенчаны главками шлемовидной формы с четырехконечными крестами. Трапезная и алтарь имели двускатную кровлю. Апсида завершалась позакомарным покрытием в виде сферы. Декоративный строй фасада обладал особенностью дробления элементов и плоскостей от периферии к центру. Гладкие плоскости стен трапезной и алтаря прорезаются крупными оконными проемами с наличниками, выступающими на плоскость стены. Луковичные завершения проемов в центре завершаются замковыми камнями. Угловые лопатки прорезаны крупным рустом. Карниз, четко прорисованный, придает зданию весомую статичность. Главный объем собора (храмовая часть) по вертикали членится четырьмя прямоугольными пилястрами. Две средние пилястры несли на себе треугольный фронтон. Завершались проемы полуциркулярно, и это придавало ощущение легкости в восприятии объема.

Свято-Троицкий собор был центром рели¬гиозной и светской жизни округа и, прежде всего, города. Это проявляется и в том, что все созидаемые церкви, в том числе и Казанская монастырская, сначала были приписными к собору, со временем большая часть из них ста¬новились самостоятельными. Не только город¬ское духовенство, но и многие священники Троицкого уезда, какое-то время были в соста¬ве причта собора и других городских церквей. Благочинные градо-Троицкого округа, со¬борное духовенство принимали участие во всех важнейших событиях городской жизни. Поэтому история Троицкого собора – это и история города. Разнообразные события оста-вили свой след в церковной летописи, будь то осада и захват крепости пугачевцами в мае 1774 года, опаливший церковь удар молнии в 1829 г., сильный пожар 1842 г. и др.

Троицкое чудо

Троицкая чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца до революции находилась в Никольском мужском монастыре в окрестностях г. Троицка. В годы большевистского лихолетья, после разгрома монастыря, она исчезла.

В 70-е годы ХХ века чудотворная икона Святителя Николая была найдена под спудом на чердаке закрытого храма в честь св. благоверного князя Александра Невского, который в то время переоборудовался под музей. В 40-е годы в этом храме молилась блаженная Евдокия Чудиновская, которая говорила: «Чудиново будет как Меркушино, а Троицк будет как Бари».

Долгое время чудотворная икона находилась в частной коллекции художников Крыловых — известных собирателей и хранителей старинных икон. Причем хозяйка дома иногда наблюдала в тонком сне, как Святитель Николай Чудотворец выходил из своего образа на стене.

Накануне 2000-летия Рождества Христова чудотворная икона была пожертвована благочестивой семьей художников Крыловых, вместе с другими ценностями, недавно открывшемуся и восстановленному из руин древнему Свято-Троицкому собору. Икона Святителя Николая была поставлена в соборе на почетное место. Началось поклонение ей клиром и прихожанами, которые замечали, что темный лик иконы начал постепенно светлеть. Настоятелем собора — священником Андреем Алешиным — было установлено сугубое почитание иконы, каждый четверг перед ней стал служиться молебен с акафистом Святителю Николаю. Чтимая икона стала участницей каждого крестного хода.

29 августа 2001 года, в День чествования Православным миром Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, был обретен нерукотворный образ Святителя Николая Чудотворца на стекле, которое закрывало киот с иконой. Стекло было вынуто из киота художником собора Геннадием Иванчиным для реставрации, и благочестивая прихожанка храма Ольга Калина (одинокая мать четырех детей) первая увидела этот нерукотворный образ. Он представляет собой дистанционную диффузию сложных органических веществ серебристого цвета на совершенно прозрачное стекло киота. Нерукотворный образ Святителя Николая Чудотворца составлен мельчайшими каплями мира (благодатного масла), которые блестят в отраженных лучах света.

Более того, когда нерукотворный образ сфотографировали на темном фоне, а затем это изображение перевели в негатив, то изумленные люди обнаружили перед собой строгий лик Святителя Николая. Уста святого приоткрыты, как будто он призывает нас к покаянию из Царства Небесного.

В настоящий момент нерукотворный образ находится в специальном киоте, рядом с чудотворной иконой Святителя Николая, и открыт для поклонения.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить