Спасо - Преображенский собор г. Невьянска

Храм был заложен 10 августа 1824г. в присутствии епископа Пермского Дионисия, как приходская церковь, около деревянной Преображенской церкви, построенной во времена Демидовых еще в 1710., в дальнейшем сгоревшей.

 

20 марта 1827г. – освящен южный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы.

21 июня 1830г. – освящен северный придел во имя апостолов Петра и Павла.

23 июня 1830г. – освящен центральный придел в честь Преображения Господня.

Храм выполнен в стиле позднего классицизма.

В 1851г. было начато строительство пристроя и колокольни. Завершено в 1861г.

В 1864 году освящен придел во имя Архистратига Михаила.

В 1865 году освящен придел во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и преподобного Саввы Освященного.

На колокольне храма установлено восемь медных колоколов весом от 193 пудов 2 фунтов до 20 фунтов.

11 мая 1912г. указом Синода храму присвоен соборный статус

После революции, в 1932г., по решению властей храм был закрыт, а здание передано Невьянскому механическому заводу. Чтобы приспособить здание под производственный объект, в начале 40-х годов началась его перестройка. В результате производственной перестройки от основного четверика сохранились только его четыре наружные стены на высоту 6 метров от цоколя; купола, сводчатое перекрытие полностью утрачены, сняты медные колокола. Одновременно была снесена колокольня. Здание было покрыто новой крышей. К концу ХХ в. Спасо-Преображенский собор представлял собой здание, полностью утратившее облик храмовой архитектуры.В военные и послевоенные годы здесь находился цех готовой продукции военного назначения (ракет, снарядов).Восстановлением Спасо-Преображенского собора было продолжено создание исторического комплекса «Старый Невьянский завод».Собор исследовался в течение последних тридцати лет. Так, в 70-х годах XX века, по инициативе директора Невьянского механического завода Виктора Васильевича Хохонова, группой энтузиастов делаются первые шаги на пути к реставрации собора. В 90-92г.г. по заказу завода, московским институтом «Спецпроектреставрация» проведены проектно-исследовательские работы, выполнен эскизный проект реставрации собора. К сожалению, на большее не хватило средств, и начатые работы остановились.

Если взглянуть на Спасо-Преображенский собор сверху, то вместе с трапезной и колокольней он напоминает в основании огромный крест.Как гласит легенда, при строительстве колокольни священник, занимавшийся постройкой, поставил условие, чтобы колокольня была выше башни Демидовых - хоть Демидов «некоронованный король», а Бог выше. Именно с этим учетом строили колокольню, однако, по завершению строительства колокольня все равно оказалась ниже. Было решено водрузить шпиль с крестом. Только в таком виде колокольня стала выше башни Демидовых. И сейчас, с водружением шпиля, наш архитектурно-православный комплекс является одним из самых высоких на Урале. Высота со шпилем и крестом составляет 64 метра. Высота шпиля составляет 17,5 метров, масса 8 тонн. В Колокольне нашли отражение мотивы декоративного убранства Наклонной башни, причем колокольня не подавила башню, а обогатила силуэт города, воспринимаемый практически со всех сторон.К сожалению, мало сведений осталось о внутреннем убранстве храма, но по воспоминаниям очевидцев, оно было весьма богатым. Дошедшие до нас архивные документы гласят об изъятии из храма в 1922 году серебряной и золотой утвари на 109,3 кг.

Еще в начале 20 века количество прихожан составляло 14729 человек. Одновременно собор мог вмещать до двух тысяч верующих. По воспоминаниям регента хора Тюшкова Степана Николаевича, руководившего хором Спасо-Преображенского собора с 1918-1920 г.г., на начало 1900 года хор в храме состоял из 20-25 человек. В хоре пели люди, имеющие музыкальное образование и красивые голоса. Многие прихожане спешили на службы в храм, чтобы насладиться профессиональным пением. На период воспоминаний, а это был 1977 год, как утверждал Тюшков Степан Николаевич, за весь период работы клубов и Дворца Культуры, город не имел даже приближенно подобного хора, каким располагал в те годы собор. В настоящий момент, с началом церковных богослужений, в соборе действует хор, состоящий из 15 певчих, руководит которым профессиональный музыкант Алексютина Галина Васильевна. Спасо-Преображенский собор, как часть исторического комплекса Невьянского завода представляет градостроительную доминанту в силуэте городского ландшафта, наряду с Наклонной башней Демидовых. Собор прекрасно вписался в архитектурный ансамбль. Архитектурно- градостроительные достоинства собора высоко оценены специалистами - ему придан статус памятника федерального значения.

Икона Божией Матери "Знамение" Верхнетагильская

Явление ее произошло в 1709 году при следующих обстоятельствах. Для работы на горных заводах на Урал прибыли некие бурлаки. По дороге, ведущей к Невьянску, они остановились в одном монашеском скиту. Вдохновившись духовными подвигами насельников, бурлаки решили не продолжать своего пути, но остаться здесь навсегда, чтобы посвятить жизнь духовному деланию. Однако вскоре строгий монастырский устав им наскучил, и они решились на побег из монастыря. При этом бурлаки захватили все монастырское имущество, оставив лишь Образ Пресвятой Богородицы. Уже отправившись в путь, неожиданно они услышали глас от Иконы, повелевающий непременно взять Образ с собой. В противном случае их грабеж должен был быть обнаружен. Испугавшись чудесного явления, бурлаки взяли чудотворную икону, однако побоялись объявлять о ней кому-либо. По приходе в Невьянск икона была поставлена на заводскую башню. Однако чудодейственная сила, исходящая от Святого Образа, вскоре стала известна жителям завода, и икона была принесена в храм.

Святой образ, явившийся в 1709 году, находился в собственности местного жителя Саввы Медведева до 1753 года, а затем был передан им во вновь построенный Верхнетагильский Знаменский храм. Этот храм сгорел 18 мая 1861 года, однако икона Пресвятой Богородицы осталась неповрежденной в огне, и в 1876 году она была перенесена во вновь отстроенный каменный Знаменский храм, в нем она и пребывает по сей день.Об особом почитании святого образа свидетельствуют крестные ходы, собиравшие большое количество богомольцев и совершавшиеся в течение всего лета. Крестные ходы с чудотворной иконой проходили до конца 20-х гг. ХХ в. и прекратились с установлением в краю советской власти.С чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Верхнетагильской делалось большое число списков, наиболее почитаемыми из которых являются Быньговский список, находящийся в Никольской церкви с. Быньги Невьянского района, и Невьянский, находившийся ранее в Преображенском соборе, а теперь в Вознесенской церкви г. Невьянска. В алтаре Верхнетагильского Знаменского храма хранится рукопись начала XX в., содержащая запись устного предания о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Копия рукописи хранится в Верхнетагильском краеведческом музее.

Невьянская наклонная башня

Невьянская башня — наклонная башня, расположенная в центре города Невьянска, Свердловской области. Построена в первой половине XVIII века по приказу Акинфия Демидова.Высота башни — 57,5 метра, основание представляет квадрат со стороной 9,5 м. Отклонение башни от вертикали — около 1,85 м. Точная дата постройки башни не известна, разные источники называют даты в интервале от 1721 до 1745.Башня представляет собой массивный четверик, сверху которого надстроены 3 восьмигранных яруса. Внутри башня разделена на несколько уровней — этажей.

Назначение первого этажа точно не установлено. На втором этаже располагался кабинет Демидова, а во времена советской власти в нем находилась тюрьма. На третьем этаже находилась лаборатория: в саже, взятой из дымоходов печей, были обнаружены следы серебра и золота. По одной из версий, Демидов здесь чеканил фальшивые деньги. По другой — здесь Демидов в тайне от государственной казны выплавлял серебро и золото, которое добывалось на его рудниках на Алтае. Еще выше находится так называемая «слуховая комната». Её особенность в том, что стоя в одном углу комнаты, можно хорошо расслышать, что говорят в противоположном углу. Эффект, наблюдаемый в комнате, связан с особой формой потолка — он сводчатый и при этом слегка приплюснут. На седьмом и восьмом этажах располагаются куранты с музыкальным боем, созданные английским часовщиком Ричардом Фелпсом. Если быть более точным, то Ричард Фелпс — это мастер, который изготовил колокола для часового механизма, а вот имя самого часового мастера остаётся неизвестным. Завершает башню крыша с металлическим шпилем, к которому подведено заземление. Таким образом, башня была оснащена молниеотводом за четверть века до того, как он был сконструирован Бенжамином Франклином.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить