Табынь

Табынская икона Богородицы, несомненно, имеет очень древнее происхождение. И по типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро-монгольских полчищ.

Икона имеет крупные размеры (74 х 106 см) и характерную особенность - очень темный лик. Настолько темный, что не различить его черты. Существует множество точных списков Табынской иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре и других. Однако настоящая Табынская икона отличается от всех копий своими ранами, нанесенными ей при втором её явлении: на верхнем крае имеется довольно значительный разруб; в нижней половине иконы в середине - вставка.
И последняя характерная особенность в том, что она всегда была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям иконы.

Первое явление Табынской иконы Богородицы

Около места явления Табынской иконы Богоматери существовала некогда Вознесенская пустынь, основанная, вероятнее всего, в 80-х годах XVI века игуменом Евфимием. Но точно известно, что уже в 1597 г. пустынь называлась Пречистой Богородицы явления иконы Казанской и московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы I - сокращенно Пречистенский монастырь. Это говорит о том, что икона Пресвятой Богородицы, называемая ныне «Табынская», была впервые обретена в 80-90-х гг. XVI века в царствование Феодора Иоанновича.

Местом явления послужил удивительный по красоте уголок природы. В 18 км от села Табынского, основанного еще при царе Иоанне Грозном, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадали в реку Усолку, на большом камне явилась эта чудотворная икона.

В двухстах шагах от них, вверх по реке произрастала березовая роща, при входе в которую была небольшая пустынь, называемая Вознесенскою. В ней было 30 насельников-монахов, живущих вывариванием соли. Один из них, иеродиакон Амвросий, проходя вечером с полевых работ мимо камня, слышал тихий голос Богородицы: «Возьми мою икону» и не обратил на это внимания и лишь на третий день, там же слыша голос, увидел, наконец, нашу Спасительницу и Ходатаицу.

В великой радости иеродиакон прибежал к братии и сообщил им радостную весть. Братия же, не мешкая, крестным ходом отправилась к камню и с превеликою честью и пением принесла святую икону в храм. Утром чудесно явленную икону не обнаружили, но обрели её на монастырских вратах. Монахи сильно удивились, но, не познав волю Божию, вернули её на прежнее место. Утром опять икона оказалась на монастырских вратах.

Тогда братия, уверившись воле Царицы Небесной, построила надвратную часовню, где в честь её совершались молебны и литии. Сразу после явления святой иконы стали свершаться многочисленные чудеса. Вследствие чего святая икона Богоматери была носима для удостоверения в Казань, а потом в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне у той же пещеры.

История существования Пречистенской пустыни связана с постоянными набегами восставших башкир. Она была не раз сожжена, но усердием митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, а также игуменом Успенского уфимского монастыря Соломоном была восстановляема.

Пречистенская пустынь владела землей в 45 га, рыбными промыслами Белого озера, озера Куккуль и лесами. В 3-4 км, в местечке Белый Камень (раньше назывался Попов Камень), располагался скит монастыря. От него осталась поляна, называемая местными жителями Монастырскою. В 1663 г. пустынь была окончательно разрушена, и более никаких сведений о ней мы не имеем.

За 80-летний период существования Пречистенской пустыни известны лишь пять имен: первоначальник игумен ЕВФИМИЙ, старец ИОНА, иеромонах ИЛЛАРИОН, иеромонах ЗАХАРИЙ, иеродиакон АМВРОСИЙ.

Где была после этого святая икона Богоматери, под спудом ли разрушенного монастырского храма или в другом месте, нам неизвестно, но как истинно Божий дар в подкрепление святой веры и на спасение роду человеческому, Царица Небесная открылась, вновь явившись во святой своей иконе на том же месте и на том же камне.

Второе явление чудотворной иконы

Второму явлению святой иконы предшествовали следующие события: указом императрицы Анны обер-секретарь Сената И.К. Кириллов и его помощник полковник Тевкелев - по национальности башкир, по словам А.С. Пушкина, были отправлены для основания крепости Оренбурга. При этом Кириллов прибыл в село Табынское, называемое так по имени здешних башкирских племен, и положил начало крепости Табынской: было заложено пять земляных бастионов и добавлена в гарнизон рота солдат. Одновременно был заложен и Табынский храм, названный в честь погибшей пустыни Вознесенской, с приделом в честь пропавшей чудотворной иконы, называемой тогда Казанской.

Заложение крепости и храма произошло в 1736 г. 14 июля. В этом же храме и явилась Табынская икона Божией Матери в середине XVIII в., в 1765-1768 гг. Во всяком случае святая икона явилась следующим образом. Три пастуха-башкира пасли усольский скот около соленых ключей, и вдруг они увидели на том же камне большую икону Божией Матери, саму собой стоящую. Не познав в этом чуда Божия, распаленные ненавистью , они бросились рубить ее.

Вскоре ослепнув, они стали плакать и рыдать, говоря, что не уйдем отсюда, пока Бог нас не исцелит. Тем временем жители Усолки (Богоявленский завод) стали волноваться, так как стадо не пришло вовремя. В поисках стада у соленых ключей они увидели, что на камне стоит израненная икона Богородицы, скот весь разбрелся по окрестностям, а у реки плачут слепые пастухи. Один из них, самый молодой, стал молиться и прозрел, по его молитвам прозрели и другие. Молодой пастух-башкир так уверовал в Господа, что крестился и всегда ходил за чудотворной иконой Богородицы зимой ли, летом ли, всегда босой, в одном подряснике и в скуфье. Прожил сей Святый старец 130 лет, никогда не отходя от иконы. И предал Богу душу свою, идя за святой иконой под Челябинском.

Святая икона была поставлена в храме Покрова Божией Матери Богоявленского завода. В те времена на заводе умножалась ересь пашковцев. Ее основатель, один из хозяев этого завода, немало способствовал уничижению церкви. Возможно, по этой причине святая икона Богородицы избрала другой удел.

Утром следующего дня великая радость охватила село Табынск, ибо открывши храм, табынцы обрели много лет чаемую ими чудотворную икону Богородицы, пропавшую вместе с Пречистенской пустынью. С тех самых пор называется эта икона Табынскою, так как сама Царица Небесная избрала себе удел. Случилось это в IX пятницу по Пасхе (в то же число Пасхи, но через два месяца) и ныне празднуется с великою честию при стечении множества людей.

Курорты

После взрыва святого источника вода стала исходить множеством ключей. Они выбивались на всем протяжении горы, укрывающей подземное соленое озеро. При этом истекали как соленые воды, так и пресные. Был даже особый источник - глицериновый, называемый иногда «Источник молодости». Минерализация этих ключей различна и постоянно колеблется, так что любой может выбрать для себя ключ по вкусу. Однако народная тропа не заросла к самому соленому и самому большому. При строительстве детского санатория глицериновый источник был окружен дамбой для получения лечебных грязей, которые используются для лечения детей.

На месте взорванной часовни, в нескольких метрах от ее фундамента, построена насосная станция для подачи соленой воды на курорт (лечебное заведение для взрослых). Стремление советской власти использовать источники для оздоровления - небеспочвенны и с особенной силой стали воплощаться после Великой Отечественной войны, когда «...результаты лечения инвалидов Отечественной войны превзошли все ожидания. После 20-30-дневного лечения раны у них закрывались полностью». В связи с этим построены курорт и детский санаторий. Строительство велось ударными темпами и сопровождалось атеистической пропагандой. Но человек предполагает, а Господь располагает. Эту самую народную тропу не удалось повернуть вспять. Вокруг соленого источника разгорелись и не утихают по сей день страсти.

Иордань

Соленый источник, о котором была речь выше, также имеет свою историю. В 90-х годах источник был немного углублен и обложен бутовым камнем. Но в 1993 году пришлось вновь перебрать кладку, а заодно выкопали яму для купания, которую в 1994 году огородили, чтобы не обвалилась. С этого времени к источнику резко повысился интерес со стороны вроде бы нейтральной массы народа. Купались в «иордани» многие, от простого до богатого, привилась традиция испить соленой воды в день бракосочетания. Всякого гостя везут сюда. Известно много о действии Божией благодати вокруг этого источника.

Соленой водой пользуются по-разному, Например, в царское время пользовались ведрами, испивая одно за сорок дней. Но теперь мы стали слабы и душой, и телом на такие подвиги и пользуемся так:

1) От головных болей – холодный компресс на всю ночь.

2) От кожных болезней – купание, теплые ванны или грязь.

3) От желудка:

- при остром отравлении – стакан воды из источника, если нет противопоказания на соль;

- при хронических болезнях регулярно по вкусу подсаливать пищу.

Вообще водой можно пользоваться свободно, соблюдая благоговение к святыне. Потому что эта вода всегда святая. Есть любопытное свойство воды, она золотит серебро.

Вместе с водой из источника иногда выходит «пенка», по своему составу очень сложна и имеет вид мази, которая также используется для лечения. Многие эту мазь добывают из-под камней, специально разбросанных на выходе воды из святого ключа.

Место явления Табынской

После 1947 г. праздник был строжайше запрещен. Вокруг источника устанавливался тройной кордон милиции, комсомольцев и пионеров. Устраивались облавы, угрожая оружием, разгоняли паломников со Святых ключей. Однако не было ни одного года, чтобы в сам праздник паломники не прорывались к источнику и не набирали соленой воды. Такое же гонение терпели в Верхнем Авзяне около источника Табынской иконы Божией Матери, что на Малиновой горе. Но там часовню сразу взорвали (под гор. Белорецком). А над Святыми ключами часовню сначала перестроили в лечебницу. Но каждый день ванны лечебницы были полны змей. Больные боялись «жены», одетой в черное, постоянно появляющейся у часовни и обходящей ее.

Лечебницу построили рядом, но Матерь Божия не допускала туда людей, так и до сих пор курорт не может использовать воду 1-го источника.

По требованию журнала «Наука и религия» 1972 г. часовня и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны. Место вокруг обезображено, спилены деревья, окружавшие источник, наброшен всякий хлам, все заболочено и выглядит отхожим местом. Воистину глаголы Господни: «...Егда узрити мерзость запустения на месте святом... знайте, что близко, что при дверях...»

Березка

Выше поднимаясь по долу, в лесочке стояла легендарная береза. Настолько всем известная, что иной раз второе явление Божией Матери приписывали именно этому месту. Но это не так. Около березы – поляна, которая позволяла собираться многим верующим вместе и петь акафист в довольно укромном уголке. Обычно на березу вешали иконы, около нее собирали пожертвования, молились. Это тоже не нравилось кому- то. Там устраивали засады, арестовывали верующих. Для удобства окружили это место колючей проволокой и сегодня частью сохранившейся. В конце концов, березу спилили. Но все -таки люди собирались. Потом березу сожгли. А люди собирались у пенька, и хотя некому было собирать пожертвования, деньги бросали прямо в дупло этого пенька. Но и пенек сожгли. Около того места, чуть ниже, установлен памятный столб с иконой. И сейчас многие предпочитают молиться у него.

 

Комментарии  

 
0 #4 Виктория 24.05.2015 11:18
А Вы заезжаете на отчитку к отцу Семону??
Цитировать
 
 
0 #3 Ольга 10.11.2014 06:51
Цитирую Мария:
Здравствуйте, я слышала что в этом монастыре творятся чудеса излечения людей, моя родственница тяжело больна менингитом, возможно ли, что ей смогут помочь?

Цитирую Мария:
Здравствуйте, я слышала что в этом монастыре творятся чудеса излечения людей, моя родственница тяжело больна менингитом, возможно ли, что ей смогут помочь?

Наш телефон в контактах
Цитировать
 
 
0 #2 Мария 16.09.2014 07:33
Здравствуйте, я слышала что в этом монастыре творятся чудеса излечения людей, моя родственница тяжело больна менингитом, возможно ли, что ей смогут помочь?
Цитировать
 
 
+11 #1 Александра 14.08.2010 11:11
Обалденная поездка, красивые места, в купель заходить страшновато, т.к на свежем воздухе, но после того, как отстоишь службу в небольшом, но очень уютном храме и попросив разрешения у Богородицы, на одном дыхании пробегаешь все три купели и хочется снова повторить. После вечерней трапезы мы трудились на монастырском огороде и уставшие, но довольные засыпали сном младенца. Возвращаясь домой, с чувством, будто заново родился, думаешь, что сюда ты приедешь еще ни раз и привезешь всю свою родню, что бы и они прочувствовали все это на себе...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить