Верхотурье

Удивительная Сибирская земля, с ее царственно - спокойной природой. Суровый и прекрасный край – столетние кедры, могучие ели, стройные лиственницы, плавные изгибы рек, чистейшие родники, поля с высокой рожью.

Здесь хочется не говорить, а молиться, молчать, слушать и славить Творца.  Здесь перед изумленным путником открывается живая книга премудрости Божией. Душу охватывает странное чувство, а в сердце является тоска по Отечеству небесному. Может быть, поэтому именно сюда и пришел в XVII в. Из центральной России великий Божий угодник – святой праведный Симеон, Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Здесь прошла вся его недолгая подвижническая жизнь, здесь Господь прославил Своего избранника дивными чудесами.

Согласно исторической логике, паломничество по земле св. Симеона уместно начать с села Меркушино, в котором он провел свою жизнь и где в конце XVII в. Были обретены его нетленные мощи, затем совершить посещение поклонного Креста у камня, с которого праведник при жизни любил удить рыбу, храмов в с. Костылева и д. Путимка, построенных в местах остановок святых мощей Божия угодника при их перенесении из с. Меркушино в г. Верхотурье в 1704 г. и, наконец завершить его поклонением мощам святого, находящимся в старейшем на Урале Свято-Николаевском Верхотурском монастыре.

Город Верхотурье

Венец паломнического пути по земле святого Симеона – город Верхотурье. Оснаванный в 1598 году, он стал первой столицей Сибири. Здесь был возведен и первый каменный храм Зауралья – собор в честь Живоноачальной Троицы, окруженный высокой крепостной стеной. Весь этот уникальный архитектурный ансамбль известен сегодня под названием Верхотурского кремля. Город вольно вписанный в приречный простор, вскоре после своего основания украсился двумя монастырями – мужским, Свято – Николаевским, и женсеим, Покровским. В 1704 году в Свято-Николаевский монастырь из села Меркушино были перенесены цельбоносные мощи святого праведного Симеона.

Святой праведный Симеон, верхотурский Чудотворец

Чрезвычайно скудны сведения о жизни святого симеона и в селе Меркушино, где он поселился, пройдя долгий путь из центральных мест Руси до северного Урала. Если говорить коротко, то вся жизнь его сводилась к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Само же чудотворство начинается после смерти св. Симеона, когда его гроб взошел над могилой. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучение, благой совет. И нередко в том доме, где пребывал «грамотный портной», кроме хозяев, собиралась немалая группа соседей.

Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Он и сам черпал опыт от местных знахарей, собирал травы, сушил их в своей избушке , безвозмездно давал советы болящим, успокаивал молитвой и благословением, направлял на исповедь в церковь к меркушинскому старенькому настоятелю. И не редко по существу исцелял больного. Еркушинский святой прославился среди заказчиков и местных жителей тремя особенно запомнившимися свойствами. Во-первых, он шил не простые полушубки, борчатки и меховые душегрейки, а нарядные праздничные одежды, украшенные также мягкими, дубленой кожи, накладками с чудными узорами, фантастическими орнаментами. Они надевались обычно по большим праздникам, на Рождество, Крещение, Стретение, Пасху. Во-вторых, повторимся, многие уже тянулись к его рассказам и поучениям из жизни Иисуса Христа и подвижников веры Христовой. В третих – и это очень поражало и служило примером людям, - Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам – заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время.

Преподобный старец Илья Чебатарев

Схимонах, работал и ухаживал за мощами Симеона Верхотурского. В очередном выпуске телевизионной программы «Архипастырь» архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий рассказал о том, как проходила канонизация преподобного старца Илии Чеботарева. По благословению Святейшего Патриарха и Священного синода, после огромных трудов Комиссии по канонизации святых, как нашей епархиальной, так и комиссии Священного Синода, было принято решение о причислении к лику святых преподобного Ильи Чеботарёва, который подвизался в Верхотурском монастыре. Это – показатель того, что на земле люди могут спасаться в современном обществе. Среди людей, нас окружающих, есть вот такие подвижники. Может быть, со стороны незаметно, что они угождают Богу, но после отшествия в иной мир Господь показывает их добродетель и даёт нам знаки, что этот человек угоден Богу и причислен к лику святых самим Господом. 30 ноября 1900 года Илья умер.

Преподобный Арефа Верхотурский

В ноябре 1893 г. Пострижен в монашество с именем Арефа и переведен в в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь вместе с иером. Преподобный Арефа, настоятель Верхотурского Николаевского монастыря, родился в многодетной семье крестьян Малоархангельского уезда Орловской губернии. Благочестивой жизнью, смирением, ревностным отношением к монашескому деланью Арефа быстро стяжал любовь братии и Верхотурского монастыря. После ухода архимандрита Иова на покой, обратно на Валаам, братия избрали иеромонаха Арефу. Со вступлением в обязанности настоятеля Арефа ни в чем не изменился. Все видели в нем того же смиренного монаха, каким он был и прежде. В своей подвижнической жизни архимандрит Арефа не позволял себе ни малейшего отступления от монастырских правил и устава. Именно ему эта сибирская обитель обязана своим духовным преуспеянием и благоденствием. Год кончины преподобного, по некоторым источникам, 1915-й или 1916-й. По другим данным, умер он не позже 1907 года. Сохранились сведения, что святой Арефа, как и преподобный Герман Альянский, предсказал день своей кончины.

Жизнеописание Косьмы Верхотурского, юродивого Христа ради

Родился он в конце XVII века и проживал в заречной части города Верхотурья. От рождения своего имел наклонность к юродству, страдал болезнью ног, и поэтому имел с трудом возможность ходить на ногах, и притом не иначе как с помощью костылей. Эти хромоту и юродство от рождения блаженный Косьма получил в дар по преблагому Помыслу Божию для удобства своего по богу жительства, как видно это будет из его жизнеописания. Известен же Косьма юродивый более всего тем, что непосредственно участвовал в перенесении из села Меркушино в Верхотурский Николаевский монастырь Святых мощей Сибирского угодника Божия Праведного Симеона, состоявшемся 12 сентября 1704 года. Своей хромотой и кажущимся безумием Косьма прославил великого угодника Божия Правежного Симеона тем, что прополз совершенным образом весь путь от Меркушино до Верхотурья, который составляет около 60 верст, следуя неотступно за торжественным шествием честных мощей, а когда уставал, то говорил: «Брат Симеоне! Давай отдохнем», и тогда никакая сила не могла сдвинуть гроб с места. Там, где делались остановки блаженным Косьмой, были впоследствии поставлены часовни, количеством три строения. Две каменные и одна деревянная. Устное сказание об этом подвиге блаженного Косьмы подтверждается тем, что на некоторых древних иконах, где изображается перенесение мощей Праведного Симеона, в том числе участвующих при этом действии, действительно изображается один из них в положении юродивого и костылями. Так один хромой-юродивый создал честь праведному Симеону. На светлой седмице в 1995 году 28 апреля по благословению Преосвященнейшего епископа Никона, его архиерейским служением, при стечении многочисленных прихожан из Свято-Николаевского мужского монастыря были перенесены мощи блаженного Косьмы Верхотурского в Свято-Покровский женский монастырь.

Меркушино

Жемчужиной Уральской земли является с. Меркушино, которое находится в 50 км. Восточнее г. Верхотурья. В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала. Нужно отметить, что вообще до революции почитание святого Симеона было в России практически повсеместным: со всех концов страны ежегодно стекались в Меркушино и Верхотурье сотни тысяч паломников, посещала эти места великая княгиня Елизавета Федоровна, почитали праведного Симеона и члены Царской Семьи, которые молились перед его иконой и в трудных случаях всегда молитвенно обращались к нему за помощью. При советской власти эта земля претерпела надругательство и долгие годы находилась в запустении. Сейчас в Меркушино открыто подворье нашего монастыря, обителью, с помощью благодетелей, полностью восстановилась из руин храмовый комплекс.

 

Рака с мощами священномученика Константина Богоявленского

Село Меркушино давно известно как место обретение мощей святого праведного Симеона Верхотурского. И вот, спустя чуть более 300 лет, здесь произошло новое чудо – были обретены нетленные мощи нового святого. Земля эта хранила нетленные мощи священномученика, обретенные в мае 2002 года. Принять мученический венец сподобился служивший в Меркушино 22 – летний священник отец Констаннтин Богоявленский, который был убит большевиками 14 июля (27 по новому стилю) 1918 года.

По воспоминаниям старожилов, когда молодого священника вместе со старостой меркушинской церкви вели к месту казни, за сельское кладбище, он всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли. Через три дня было совершено отпевание. Тогда же, вероятно, состоялось и перезахоронение тела расстрелянного священника в церковной ограде. 31мая 2002 года –обычный день, на стройке шум, люди перекрикивают гул машин: в селе Меркушино, на подворье Ново –Тихвинского монастыря, идет восстановление разрушенного в 1931 году Михаило-Архангельского храма. И вдруг – неожиданная находка – на площадке, которую расчищали от строительного мусора, была задета могила, крышка гроба откинулась, и взору невольных наблюдателей были явлены нетленные останки.

Актай

Тура — река в Свердловской и Тюменской областях России, левый приток Тобола (бассейн Оби).Длина 1030 км, площадь бассейна 80,4 тыс. км?. Сплавная. Судоходна на 635 км от устья. На Туре — 3 водохранилища, Верхотурская ГЭС.Основные притоки: Салда, Тагил, Ница, Пышма, Актай.

Актай — река на Урале, левый приток Туры. Река образуется слиянием р. Малый Актай, р. Полуденный Актай, р. Большой Актай. Истоки рек находятся в районе г. Скалы, северо-восточнее п., южнее п. Старая Ляля Свердловской обл. Река Актай впадает в р. Тура возле г. Верхотурье. Актайский Скит, а если быть точным, монастырская заимка Актай, находилась в восьми верстах от Верхотурья, на левом берегу одноименной реки, на сенокосном участке, с 1850 г. принадлежавшем обители.Скит Свято-Николаевского мужского монастыря Актай, расположенный на небольшой заимке на берегу реки Туры, является излюбленным местом паломничества истинно верующих. Скит этот был известен и очень знаменит в свое время.

 

 

 

Комментарии  

 
+6 #4 дима саушкин 09.07.2012 09:59
Был.Счастлив!!! Спасибо праведному СИМЕОНУ ВЕРХОТУРСКОМУ!! ! и всем СВЯТЫМ СИБИРСКИМ!!! Молите Бога о рабе Божьем Димитрие.Если получится то на будущий год-непременно опять.
Цитировать
 
 
+12 #3 Любовь 18.08.2010 13:34
Мир всем! Была на этой святой земле и видела всю эту не поддельную, завораживающую красоту, получила огромное удовольствие и божественную благодать для души. Желаю всем побывать испытать эти непередаваемые чувства- счастья, свободы, умиротворения!
Цитировать
 
 
+13 #2 Александра 14.08.2010 11:40
Не хватит всех слов, чтобы описать все ощущения от посещения этих мест, ездила три раза, свозила некоторых своих родных, все в восторге, даже мой 8-ми летний сын. Хочу снова вернуться туда, ведь ночевать у Святых мощей - это такое счастье. А еще все загаданные желания там и правда сбываются...
Цитировать
 
 
+10 #1 Лариса 12.08.2010 04:48
прекрасный сайт!!! нужная интересная информация.СПАСИБО.очень красиво оформлено.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить