Свято-Михайло-Афонский монастырь

Свято-Михайло-Афонский монастырь

После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.

Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь - на горном плато у горы. Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело. Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители. Весной 1877 г. о.Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.

 

Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства - 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев. В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято - Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению - за р. Кубанью. Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст. В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно - приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством. К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия. Жизненный путь о.Мартирия - яркий пример бескорыстного служения Православной церкви и отечеству. Он родился 10 октября 1830 г. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Островых. По окончанию церковноприходской школы Мартин - так звали о. Мартирия в миру, в течение 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел. Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать ему выздоровление. Его молитвы были услышаны, и он встал на ноги. Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин вскоре опять тяжело заболел, но после усердных молитв болезнь отступила. Выполняя обещание, молодой человек стал послушником в Киево-Печерской Лавре. Через год Мартин поселился на г. Афон, а в 1865 г. принял постриг в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом, где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, попросив благословения на отпуск, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Афон. Там монахи приобрели Успенскую келью, приписанную к Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска о. Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но вскоре оказался на Северо-Западном Кавказе. Возведение Михайлово-Афонской пустыни стало главным делом его жизни. В 1909 г. о.Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на терри¬тории основанного им монастыря.После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. У него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены. С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов - был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика». С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято - Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим. Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря. В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.

Еще монастырь уникален своими Монастырскими пещерами и подземными ходам, которые пробиты в плотных песчаниках первыми монахами-отшельниками задолго до основания самого монастыря. Система подземных ходов Свято-Михайловского монастыря очень схожа со знаменитой системой Киевско-Печерской лавры. Начинаются они на восточных склонах горы Физиабго. Народная молва донесла до наших дней фантастические рассказы об их протяженности. О том, что они раньше прорезали хребет и гору Физиабго, имели целую систему подземных переходов и соединяли между собой все храмы, стоящие на поверхности. Монахи тщательно оберегали свои святыни. У них под землей находились большая библиотека, иконописная мастерская, хранилище святых мощей. До наших дней сохранился только один из выходов подземной системы сообщения. Общая протяженность ходов - около двухсот метров. После входа в подземелье, пройдя по узкому, полутораметровой высоты лазу, попадаешь в большой и просторный зал. Свод зала осыпается, но его купольная часть довольно высокая и прочная. Вправо и влево от входа - узкие ходы, по которым человек может свободно передвигаться в полный рост. Вдоль этих ходов имеются небольшие тупиковые ответвления. По-видимому, это были места для моления, так как в скальном песчаном монолите выбиты прямоугольные углубления для икон.От подземного зала в восточном направлении отходит ветвь. Она разделяется еще на два самостоятельных хода, которые заканчиваются песчаными завалами. Кто-то пытался эти подземные ходы расчищать. По ним можно еще проползти несколько метров. Но везде, где можно пройти, видно, что они имеют продолжение в глубь. Монастырь расположен, недалеко от г. Майкоп - столицы республики Адыгея, славящейся своими прекрасными горными панорамами.

Свято – Михайло – Афонская Закубанская общежитейская пустынь. Источник святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Источник Преподобного Феодосия Кавказского

Это место замечательно тем, что в нем святому Феодосию являлась Пресвятая Богородица. Этот источник появился после его молитв. Рядом с источником ныне стоит часовня и проходит тропа, но которой ходил святой старец, у тропы стоит камень, где молился Феодосии. Иеромонах Феодосии (в миру Федор Федорович Кашин) родился в 1841 г. в Пермской губернии в бедной крестьянской семье. При рождении Федора повивальная бабка приняла его в «рубашке». В юном возрасте Федор покинул свой дом и с группой паломников отправился на Святую Афонскую землю. Там мальчик рос, обучался грамоте, нес монастырские послушания. Его благочестие и добродетели стали предметом зависти и ревности монастырской братии. Мальчика часто били, издевались над ним, но он смиренно терпел все унижения. В 14 лет Федор впервые исцелил больную жену русского генерала. Несколько раз Пресвятая Богородица и Архангел Михаил спасали его от неминуемой гибели. После принятия пострига с именем Феодосия спустя некоторое время его рукоположили в иеромонаха, Озлобленная братия обвинила Феодосия в греховной связи с женщиной. По ложному обвинению иеромонах находился под стражей в Константинополе, затем пять лет он нес послушание на подворье русского странноприимного дома, принимая и леча нищих и больных. Затем Феодосии совершил паломничество на Святую землю, в Иерусалим. Здесь он прослужил не один десяток лет. Именно здесь он духовно окреп, молясь за свой народ, свою церковь и свою Родину. Впоследствии иеромонах в народе стал зваться «старцем Феодосием Иерусалимским». В конце XIX в. отец Феодосии возвращается в Афон. Но не надолго. В 1907 г. он снова удаляется в Иерусалим. Вскоре сюда приезжает отставной генерал, который настоятельно просит его переехать в Россию. После некоторых хлопот Феодосии переезжает в имение генерала в ст. Платнировской. Через год он переселяется в темное ущелье, что возле пос. Горный. Здесь он основал пустынку, где вместе с ним проживали несколько монахинь из близлежащего монастыря, а также две девочки подростка. Они, 30 лет находясь рядом с батюшкой, составили после его кончины рукописи о его удивительном житии. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась очень быстро. К нему стали приходить за благословением и советом, поскольку он обладал даром духовного прозрения. Молитвами отца Феодосия забил источник ключевой воды, имеющей свойство исцелять страждущих. В 1927 г. батюшка был арестован и увезен в Новороссийск. После ссылки, освободившись, отец Феодосии переехал в г. Минеральные Воды, где до последних дней своей жизни творил людям добро. Умер он в 107 лет.

Источники комплекса «Святая ручка»

Много подвизавшихся в горах монахов молились у «Святой ручки», у источников Иоанна Крестителя, Святителя Николая, Святой Великомученицы Варвары, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и, по их молитвам, эти источники освящались, а водой из них исцелялись от разных болезней, с верой приходящие. Название «Святая ручка» дано потому, что на одном из источников вода стекала по камню, очертания которого напоминали женскую руку. А в связи с тем, что многие, помолившись у Святого источника Пресвятой Богородице, по Ее предстательству к Своему Сыну, получали исцеление, воспринимая это как благодать, подаваемую Матерью Божиею, а каменную руку, по которой истекала целебная вода - как образ руки Ея, подающую эту благодать. Рядом со святым источником Феодосия Кавказского в районе пос. Неберджай расположены источники Божьей Матери, Николая Угодника и Иоанна Крестителя. Все три источника целебны, имеют в своем составе катионы серебра. Самой большой целебной силой обладает источник Иоанна Крестителя (пришедшего ранее Иисуса Христа и предсказавшего приход мессии). Он крестил Иисуса, и, выйдя из воды и крестившись, «отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на него». Он совершил много чудесных дел и смертью своей (ему была отрублена голова) погубил своих губителей.

Источник Николая Угодника назван в честь Святителя Николая, который родился в III в. в городе Патары, что на юге Малой Азии. Имел он дар являться людям «яко по воздуху» для избавления их от смертельной опасности. Так он помогал терпящим бедствие на водах путникам. После своей кончины Святитель сотворил много чудес. Заступник во всех бедах, он по могал и по великому милосердию своему и малое моление приносящим подавал им «великих недугов исцеление». Мощи святого, прославившегося источением целебного мира, покоятся ныне в итальянском городе Бари.

Храм, поставленный возле источника Иоанна Крестителя, расписан прекрасными фресками с изображением православных святых, в честь которых названы источники. Фрески писали греческие художники. Из многих районов края и регионов России приезжают сюда люди, чтобы соприкоснуться с таинством лечения водами святых источников Неберджая.

Большая Азишская пещера

Вход в пещеру расположен на платообразном массиве, в 500 м от асфальтированной дороги Майкоп — Лагонаки. Вместе с Малой Азишской пещерой составляет Азишскую пещерную систему. Между этими двумя пещерами всего 50 метров. Пещера известна с 1911 года, но только в 1987 году была оборудована как экскурсионный объект. Большая Азишская пещера имеет длину более 640 м. Из них для экскурсионного осмотра оборудовано 220 м пещеры. Пещера состоит из объемных разноярусных галерей и больших залов. По красоте и величию она превосходит многие из подземных комплексов. Пещера оборудована пешеходными дорожками, лестницами и ограждениями, удобна и безопасна для осмотра. Есть электрическое освещение. Большая Азишская пещера богата натёчными образованиями. Это колонны, крупные (несколько метров) сталактиты и сталагмиты. Сталактиты часто выстраиваются в цепочки, протянувшиеся точно под пересекающими потолок трещинами. В одном из залов есть даже два параллельных друг другу ряда колонн, которые образуют что-то вроде коридора или прохода. Красивы ребристые натёки над уступом, ведущим из верхнего зала вниз. Интересным образованием пещеры являются кальцитовые плиты, сформировавшиеся, видимо, в древней подземной реке или озере. После ухода воды часть из них осталась лежать горизонтально, а часть обрушилась. На наклонных, обрушившихся плитах успели вырасти сталагмиты высотой до 50 см и более.Большая Азишская Пещера объявлена памятником природы в 1973 году.

Водопад Руфабго

Водопады в ущелье реки Большой Руфабго – один из самых популярных и красивейших туристических маршрутов на Западном Кавказе. Этот уникальный памятник природы расположен в нескольких километрах южнее поселка Каменномостского (Хаджоха) в Майкопском районе Адыгеи.Руфабго, левый приток реки Белой протяженностью около 20 км, берет свое начало на склонах хребта Азиш-Тау и как мечом рассекает его грандиозную скальную стену. В нижней части своего течения Руфабго попадает в глубокое ущелье – древний тектонический разлом – с крутыми склонами, каменными террасами, гротами и отвесными скальными коридорами высотой до 150 метров. Склоны ущелья густо покрывает буковый лес, деревья и скалы обвиты гирляндами колхидского плюща. По дну этого живописного ущелья, вверх по течению, и пролегает туристическая тропа. Бурный поток Руфабго стремительно мчится среди скал, падает с крутых утесов, вдребезги разбиваясь о каменные плиты. И тогда перед изумленным взором путешественника предстают один за другим красивейшие водопады высотой от 5 до 15 метров – каскад разнообразных потоков, создающих удивительный водный мир. Эти хрустальные струи падающей, грохочущей воды несут в себе энергию солнца и ветра, прохладу горных ледников и свежесть лесов. Каждый из водопадов носит своё неповторимое поэтическое название. На краю поляны расположен спуск в устье Руфабго, к небольшому водному каскаду "Три братца", который трехструйной лентой впадает в реку Белую. При высоком уровне воды в Белой этот порог выглядит сплошным кипящим валом бешено несущейся воды. Когда вода спадает, можно увидеть причудливые каменные композиции, за миллионы лет промытые водой в монолитном русле реки. Они служат преградой несущейся вниз реке, и глаз не оторвать от этой вечной борьбы двух стихий, воды и камня. Далее тропа ведет нас к первому водопаду "Шум", до которого всего 250 метров. В том, что водопад оправдывает свое имя, убеждаешься издалека. Шум воды, сперва еле слышный среди звуков сказочного широколиственного леса, постепенно нарастает, и по мере приближения к водопаду перерастает в настоящий грозный грохот. И вот перед нами открывается чудесное горное озерцо, в которое с шестиметровой высоты стремительно срывается ревущий водный поток.Водяная пыль от разбивающихся струй обдает нас приятной прохладой. Воздух насыщен целебной влагой, смешанной с лесными ароматами. В жаркую погоду особенно хорошо искупаться в озере и освежиться под хрустальными струями водопада. Ведь купание в водопадах - это еще и подводный массаж, дающий силу и бодрость. Вокруг озера раскинулась живописная полянка, на которой можно отдохнуть. Спуск к водопаду оборудован металлической лестницей.От первого водопада до второго, под названием "Каскадный", 900 метров. Он невелик, состоит из трех маленьких каскадиков-перекатов, поэтому его еще ласково называют "Малыш". Этот малыш, весело прыгая по каменным ступенькам, широким шлейфом падает в глубокую чашу. А слева от тропы по каменистой лесенке сбегает холодный горный родник. Через 120 метров попадаем в самое уникальное место ущелья, к жемчужине нашего маршрута – водопаду "Сердце Руфабго". Это чудо из чудес никого не оставит равнодушным! Нечто грозное и одновременно величественное – именно так можно охарактеризовать этот водопад. Он представляет собою поток воды, на пути которого лежит огромная каменная глыба, по форме напоминающая сердце. Между этой громадой и отвесной скалой ручей образует двухкаскадный водопад, срывающийся в глубокий каньон. Скалы каньона, сложенные горизонтально залегающими плитами известняка, поросли мхами и наполняют пространство загадочным эхом. Дальше по тропе ущелье расширяется и через 150 метров открывается новый изумительный вид: с высоты пятиэтажного дома узкой и длинной лентой ниспадает вода. Под водопадом небольшое озерцо. Прозван этот водопад «Шнурочек» или "Девичья Коса" из-за его тонкости и изящности. Он самый высокий из водопадов Руфабго: с 15-метровой высоты вода узкой мощной струей обрушивается вниз, в водобойный колодец шириной 10 метров и глубиной до 2,5 метров. В этой чаше вода волнуется и медленно крутится, затем достигает края нижнего уступа и по ребрам тонких пластов известняка, словно по ступенькам, каскадом устремляется вниз. Это любимое место купания туристов, которые стараются заплыть под упругие струи водопада и испытать на себе силу падающей воды. Поднявшись по крутому склону на высокую скалу, с которой падает Шнурочек, тропа через несколько минут приводит к левому притоку Руфабго – ручью Бачурина (Малый Руфабго). Здесь археологами были найдены следы поселений эпохи палеолита и позднего средневековья. У этого притока тоже есть свои водопады и гроты. На месте слияния Руфабго и Бачурина стоит высокая скала, обрывающаяся с трех сторон монолитной стеной. На ее плоской вершине когда-то располагалась древняя крепость. Сейчас мы можем видеть лишь остатки крепостных сооружений, но и они позволяют судить о ее неприступности. У подножия скалы – нагромождение огромных скальных отломов. Особенно впечатляет гигантская каменная плита, покрытая густым мягким ковром колхидского плюща, которая, упершись в скалу, образовала сквозной проход. Туристы называют ее "Парус". Сквозь такие нагромождения и каменные завалы тропа выводит нас к самому красивому двухкаскадному водопаду с романтическим названием «Девичьи косы». Подобно ниспадающим прядям женских волос по отполированному неутомимым потоком камню стекают тонкие струи воды.Следующий водопад также необычайно красив. Капельный родник, падающий здесь с высокой скалы, выточил в камне ажурную узорчатую чашу. Эту каменную чашу с чистой прозрачной водой туристы назвали "Чашей любви". Вода в чаше особого вкуса, и все, кто попадает сюда, должны сделать несколько глотков, чтобы продлить свою молодость, вечно любить и быть любимым.На расстоянии 450 метров от первого водопада "Шум", вправо по тропинке, находится таинственная пещера "Сквозная", которую называют бывшим жилищем великана Руфабго. Поражает огромный вход пещеры, загроможденный каменными глыбами обвалившегося свода, стены пещеры темного закопченного цвета. После обвала в своде пещеры образовалось большое отверстие в форме глаза, устремленное в небо. Считается, что в древности здесь проводились обряды самых разных культов.Оказавшись здесь, человек впитывают всю энергию природной красоты, силы и здоровья. Водопады – одно из самых впечатляющих явлений природы, вечная борьба стихий воды и камня. Каждый из водопадов представляет собой уникальное и неповторимое по красоте ваяние природы, которая создает свои удивительные творения, никогда не повторяясь. Часть маршрута по ущелью хорошо оборудована для легкой пешей прогулки по долине ручья: уложенные дорожки, мостики и ограждения делают водопады доступными для любого возраста и уровня туристической подготовки.По своей популярности водопады Руфабго занимают одно из лидирующих мест среди многочисленных достопримечательностей края, ежегодно превращаясь в объект туристического паломничества.

Гуамское ущелье

Гуамское ущелье — находится на самой северной окраине плато Лагонаки и является как бы воротами этого горного района. Имея длину 3 км и глубину 400 м, ущелье сужается местами до 2 м. Это как бы гигантская щель, которая к тому же в плане сильно изломана. Узкоколейная железная дорога, проложенная под скалами над руслом Курджипса, извивается змеей. Поезд состоит всего из четырех вагончиков, но локомотив часто скрывается за массивными выступами каменных стен. И за каждым поворотом новая чудо-картина.В извилистом каменном ущелье неукротимо несется Курджипс, ударяясь о скалы, он высоко подбрасывает пену. И не удивительно: на 3 км длины ущелья река падает на 82 м, причем эти 82 м неравномерно распределены вдоль русла. Более или менее пологие участки сменяются крутыми уступами, устремляются вниз водопады. Серебристые струйки водопадов видны и на стенах ущелья. Неиссякаемое восхищение вызывают обнажения горных пород по сторонам реки.Известняки верхнеюрского возраста, прорезанные рекой, залегают горизонтальными слоями разных цветов — белого, розового, коричневого, дымчатого, зеленого, желтого, красного. Разная окраска пластов объясняется тем, что на дне верхнеюрского моря, где отлагались известняки, в разное время, в зависимости от изменившихся условий, менялся и состав красителей — органических и неорганических соединений. Не меньшим разнообразием отличается и растительный покров ущелья. Камень "Сердце Мезмая".Смешение древесных и кустарниковых пород здесь необыкновенное. В лесах преобладают дуб и бук, а в примеси к ним растут граб, липа, ясень, единичными экземплярами разбросан клен высокогорный, по скалам лепятся сосны, в южной части ущелья встречается пихта. В подлеске растут лещина, кизил, можжевельник, азалия, шиповник, боярышник, лавровишня, падуб, бересклет. У подножия правого склона в сырых и тенистых нишах встречается вечнозеленое реликтовое дерево самшит, усеянное мелкими блестящими листочками. На более сухих местах, на осыпях — тис с короткой плоской хвоей. Это ли не удивительно: древнейшие теплолюбивые растения на северном склоне Кавказа! Они сохранились здесь под защитой высоких стен ущелья. Дольмены Краснодарского края, бывают самых разных размеров.

Плиты кавказских дольменов состоят из песчаника. Этот камень содержит мало глины, меньше впитывает воду, и со временем его поверхность крепнет. Этому способствуют лучи солнца, которые как бы сплавляют отдельные песчинки. Ученые подразделяют дольмены на 4 группы: плиточные, составные, корытообразные, монолитные. Самыми распространенными, красивыми и самыми сложными в постройке являются плиточные дольмены. Они же и самые древние. Есть еще составные, корытообразные и монолитные. Составные сложены из более мелких плит, корытообразные выдолблены в скале и закрыты сверху одной плитой, а монолитные полностью высечены в породе. Если попытаться оценить работу, которую затратили древние строители на изготовление, транспортировку и установку каменных плит, то ее можно сравнить лишь с работой по постройке египетских пирамид. Но главные загадки дольменов связаны не с технологией их возведения. Во-первых, удивительно то, что все дольмены появились на Земле примерно в одно и то же время. Непонятно, что заставило людей, населявших Британские острова, Дальний Восток, Фракию, Пиренейский полуостров, одновременно начать сооружать похожие друг на друга постройки. Во-вторых, до сих пор нет единого мнения о целях, для которых были построены дольмены. Если считать, что дольмены — это могильные сооружения, то почему так скудны археологические находки при их раскопках? Почему большая часть находок в дольменах принадлежит более поздним археологическим культурам? В-третьих, непонятно, почему самые древние дольмены по своей конструкции являются самыми прогрессивными. Почему постройки архитектурно деградировали от плиточных к монолитным, а не эволюционировали. Широкое распространение дольменов по всему миру и их тяготение к берегам морей и океанов заставляет думать что «идея» дольмена привнесена на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор. Может быть, древние кавказцы могли видеть дольмены во время морских путешествий либо сами дольменостроители приплыли на Черноморское побережье около 5000 лет назад? Известно, что в III—II тысячелетии до н.э. люди совершали длительные морские путешествия на многовесельных и парусных судах. Строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Эта гипотеза подтверждается некоторыми фактами. Наиболее близкие черты кавказским дольменам можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. С чем согласны все исследователи, так это с тем, что дольмены — сооружения, связанные с ритуальными действиями. О поклонении их строителей солнцу говорит ориентация дольменов на местности. Большинство исследованных памятников обращены фасадами на юг. Часть — на юго-запад и юго-восток. Однако если дольмен стоит в сильно затененной местности среди высоких гор или в густом лесу, то его фасад обращен к ярко освещенному пятну — скалам, далеким деревьям, даже если это фактически северная сторона. На некоторых дольменах нанесены солярные знаки и знаки, похожие на волны. Так, может быть, дольмены — своего рода идолы и одновременно вместилища для умерших предков, магические инструменты, которые должны приумножать достаток их создателей? Вполне возможно.

Палаточный лагерь и берега анапы

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить